Психотерапия подразумевает единство профилактических, терапевтических мероприятий, мероприятий психосоциальной реабилитации. Процесс реабилитации рассматривается в трех плоскостях: биологической (медицинской), психологической (психологическое консультирование), социальной (социальная адаптация). Соотношение компонентов структуры реабилитационного процесса определяется как тяжестью течения заболевания и этапом становления психосоматической патологии, спецификой нозологической единицы, так и необходимостью опираться на социально‐психологические характеристики индивида.

Рассмотрение психологического консультирования как основы процесса реабилитации обусловлено базовой ориентацией на личность человека в ситуации болезнии его систему отношений,признанием определяющей роли психологически факторов. Необходим биопсихосоциальный подход к реабилитации пациентов с психосоматическими заболеваниями. Использование биопсихосоциальной модели позволяет психологии перейти от неэффективной модели, поддерживающей дуализм тела и разума, к рассмотрению влияния культурных, средовых, поведенческих, эмоциональных и мировоззренческих факторов на психологию индивида и его болезнь.

Биопсихосоциальный подход к организации реабилитационных мероприятий базируется на рассмотрении личности в болезни, взятой многомерной системе взаимодетерминированных биологических, социальных, психологических взаимосвязей.

Социальная составляющая реабилитации фокусирует внимание на дальнейшей социальной, профессиональной адаптации индивида, особенно в случае тяжелых психосоматических заболеваний (например, после перенесенного инфаркта миокарда).

Психологическая реабилитация при психосоматической патологии должна основываться на активных психологических и физических методиках, ориентированных на формирование и рост здоровой личности. Суггестивные методики, в том числе гипнотерапия, имеют весьма ограниченное значение, поскольку большинство больных, находящихся в субдепрессивном состоянии, и без того внушаемы и зависимы.

Только применение методик, предполагающих активное участие пациента в психологическом тренинге и физическом развитии, позволяет избавить его от психической зависимости и соматического страдания, восстановить полноценную личность со здоровыми интересами и критическим отношением к своим болезням. Программы психологической реабилитации должны основываться на применении методик индивидуальной и групповой психотерапии, тренинга общения, игровой терапии, участии в творчестве (конструирование, рисование, лепка, вышивание и т.п.).

Радость творчества, внимание, признание являются мощнейшими целебными факторами. Обязательным условием успешной реабилитации является формирование у пациента установки на активное восстановление своего здоровья, уверенности в эффективности реабилитационных программ.
Задача психотерапии предъявляет особые требования к психологу,его способности вовлечь клиента в консультативный процесс, организовать реабилитационную программу на основе внимательного «слушания симптома», мультимодального подхода к диагностике, способности к выдвижению альтернативных гипотез и учета всего спектра биопсихосоциальных взаимосвязей. Помимо указанных когнитивных компонент профессионализма консультанта, важными являются его способность к эмпатии и оказанию психологической поддержки.

Терапия строится на постулате первичности психологических факторов в сохранении здоровья, их ведущей роли в развитии психосоматической патологии и возможности восстановления здоровья преимущественно через воздействие на психологическое состояние человека. Работа проводится с личностью пациента и направлена на формирование здорового образа его жизни. Завершающий этап психологической реабилитации — научно обоснованные индивидуальные рекомендации пациенту относительно характера, объема и интенсивности переносимых психических и физических нагрузок, оптимальных видов деятельности и реальных жизненных целей.